В преддверии Дня славянской письменности и культуры в
библиотеке-филиале №12 ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» в рамках совместного проекта «Мозаика ремесел» открылась интерактивная выставка «О солнце, хлебе и…
счастье», в которой принимают участие работы мастеров Ремесленной палаты Севастополя.
Существует большое количество противоречивых свидетельств, как в
пользу, так и против существования письменности у славян в дохристианские
времена. Какой была докириллическая письменность славян: черты, резы, руны… свято-русская
Буквица, глаголица?..
На своей выставке «О солнце, хлебе и… счастье» мы хотим рассказать о
том, чему наши предки придавали важное значение и передали нам в наследство. Эти
послания – часть народной веры, наши древние славянские символы. Символы и
знаки наносили на одежду в качестве защитного орнамента, писали на оружии,
посуде и хозяйственном инвентаре. Узоры, созданные из защитных славянских
знаков, украшали стены домов и хозяйственных построек.
На выставке примеры славянских узоров и символов представлены на
лоскутном одеяле – коллективной работе учениц ГБОУ СОШ №22 под руководством
мастера Ремесленной палаты Севастополя Е. Ларионовой. Все фрагменты вышиты
старинным швом «Роспись». Изображения животных и птиц стилизованы под
традиционные русские узоры.
Русские женщины издавна
были искусными вышивальщицами. Они умело превращали различные ткани в подлинные
произведения искусства. Сохранившиеся до наших дней вышивки Русского Севера
покоряют красотой мотивов и безупречной техникой исполнения узора. На Севере
была распространена вышивка красной росписью с характерным графически-линейным
узором. Народные вышивки, выполненные швом роспись, отличались необычной
расцветкой и густотой узора. Здесь прозрачный кружевной орнамент из
геометрических мотивов или растительных форм выполнялся тонкими шерстяными
нитками сочного малинового или красно-терракотового цвета. Вышивали птиц-пав,
орлов, коней, всадников и хороводы женских фигур с ветками или птицами в руках.
В Древней Руси лоскутное шитье было широко распространено в деревнях. Производство
ткани и одежды было дорогим, поэтому экономные хозяйки сохраняли любые остатки
тканого материала, которые затем использовались для ремонта и обновления
одежды. Со временем отсюда родилось лоскутное рукоделие, из неиспользованных
кусочков создавались самостоятельные изделия – одеяла, панно, подушки... Но,
помимо этого, наши суеверные предки шили полотна с целыми картинами, которые
несли определенную смысловую нагрузку. Например, вышитое изображение животных
или птиц в паре (бабочки, голуби, рыбы) означало семейное благополучие, дерева
или журавля – долголетие, лебедя – верность; конь был оберегом домашнего очага,
символом доброты. Птица – обитатель мира небесного. Она символизировала тепло,
свет, любовь и счастье. Такие картины создавались как для своей семьи, так и
для подарка на свадьбу, тем самым рукодельницы дарили удачу и благополучие
своим родным и близким.
На
выставке представлены: рушники и полотенца вышитые швом «роспись» и «белая
строчка» мастером Ремесленной палаты Севастополя А. Кузнецовой; украшения
невесты, выполненные из бисера (мастер РП Н. Пуляева). На
домотканом полотенце прошлого века все образы вышивки – это пожелание здоровья
роду, зеленый цвет растений – пожелания хорошего урожая, сытой жизни! Раньше
такие полотенца делала каждая женщина для своего дома. За зиму любая женщина
должна была наткать до пятидесяти метров полотна, и пошить к Пасхе всем членам
семьи новую одежду.
В качестве
предметного плана использованы работы мастеров РП: О. Волокитиной: авторская
кукла в чулочной технике, Е. Ларионовой: народная кукла. Керамическая посуда
выполнена мастером Ремесленной палаты Е. Русиновской-Саксоновой.
До крещения Руси восточные славяне поклонялись многочисленным
языческим божествам, что оставило свой отпечаток и на повседневном быте. Так,
например, наши предки поклонялись Хорсу – богу Солнца как основному источнику
жизни. В повседневной жизни образ Солнца символизировал хлеб. На Руси во все
времена к хлебу было отношение особое. В древние времена у нашего народа хлеб
считался ритуальным блюдом, дающим силу, и его приготовление сопровождалось
сложными ритуалами. Об
этом говорят существовавшие многие сотни лет поверья и обычаи славян, связанные с хлебом. Отголоски многих из них
сохранились и до наших дней.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение: помогал
установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, исполнял
роль печати на народных договорах. Хлеб – «корневая, родовая память» древних
славян. Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была
возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою
порцию хлеба.
О хлебе сложено множество пословиц и поговорок, написаны книги, стихи,
рассказы, часть из которых представлена на книжной выставке.
В народе о хлебе говорили, как о живом существе: хлеб-кормилец,
хлеб-батюшка. Пекли хлеб один или два раза в неделю. До революции хлеб был
только круглым, или в форме кольца. И это было неспроста: через отверстие этого
хлеба (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы получить их симпатию
или защитить себя от внешнего магического воздействия. Но не всегда хлеб был
круглым караваем. Изначально хлебом у славян было жидкое хлебово, откуда и
появилось слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую
пищу, произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу.
В каждом доме была ручная мельница. Еще до сей поры на чердаках, в чуланах в русских деревнях можно найти каменные жернова, некогда бережно хранимые. На ветряные и водяные мельницы зерно отдавали только большие семьи, но малыми порциями, дабы мука не испортилась, а просушенные на гумне запасы ржи, пшеницы, проса и ячменя хранили в холодных амбарах, засыпая его понемногу в проветриваемые сусеки, ибо зерно от выделяемого тепла могло загореться. До наступления морозов раз на дню хозяева заходили в амбар, чтобы пощупать сусеки, проверяя, нет ли жара. И если случался, то перелопачивали зерно или вовсе рассыпали, дабы подсушить и остудить зерно.
Языческие традиции дохристианской Руси отличались друг от друга в некоторых деталях в зависимости от региона. Жизнь крестьян была неразрывно связана с древним земледельческим календарем «Месяцесловом», который мастерицы вышивали на женских передниках и сарафанах из красного кумача. Элементы вышитого календаря – месяцы отражали солнечные праздники, дни, когда сеяли хлеб, фазы развития посевов и уборки урожая. И выпечка к каждому празднику была особая. Зимой с 25 декабря по 7 января пекли: калитки, колядки, гадальные булочки, сочни... Весной на масленицу блины: гречневые, дрожжевые, пшенные, скородумки; оладьи, глупыши, шпани, шаньги…
Ржаной
хлеб называли мякушкой, из житной муки – житником, из овсяной – овсяником, из
гороховой муки – гороховик. Пшеничная мука была доступна не всем, белый хлеб на
дрожжах называли ситник, его пекли по большим праздникам, например, на свадьбу.
На Руси отправляясь свататься, всегда брали хлеб: на хлеб клали руки молодых
при заключении договоренности о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе
родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом. После
венчания молодых встречали хлебом и солью. Потом этот хлеб везли вместе с
приданым невесты. На праздничном столе обязательно присутствовали: калачи,
пряники, яйца, пиво и вино. Главным угощением был свадебный каравай, который,
кроме всего прочего, был символом изобилия и богатства будущей семьи. Поэтому
пекли его с особенным размахом. На свадьбе перемешивали хлеб, испечённый в доме
невесты, с хлебом, испечённым в доме жениха: быть двум семьям отныне «хлебами
из одной печи».
Хлеб
считался символ достатка, изобилия и материального благополучия. В быту и в
обрядах часто объединялся с солью. У славян было принято, чтобы буханка хлеба
постоянно лежала на столе в красном углу. Считалось, что сила, здоровье и удача
зависят от обращения с хлебом. Возвращаясь,
домой с похорон, наши предки старались первым делом заглянуть в квашню с
тестом, чтобы священная сила Жизни изгнала Смерть за порог. Также хлебом
поминали тех, кто умер. Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали
с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега.
Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и
способна защитить от неприятностей в дороге. Так же хлеб как оберег клали в
колыбель к новорожденному.
Большую символику и значимость имела домашняя утварь, которая
использовалась при изготовлении хлеба и его последующем хранении. Одной их
распространенных являлась – квашня или дежа. Еще с вечера тесто замешивали в
квашне, которую мыли раз в год, в четверг на Страстной неделе. Вымытую дежу
накрывали крышкой или переворачивали и «наряжали» – обвязывали женским поясом,
полотенцем, затем накрывали скатертью и сверху клали хлеб с солью. Затем дежу
выносили во двор и ставили на стороне, где восходит солнце, а после восхода вносили
обратно в дом. Делалось это все для того, чтобы набралась дежа сил от небесных
светил, чтобы не переставал удаваться в ней хороший хлеб. Квашня (жидкое тесто)
всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с
квашней перед свадьбой усаживали невесту, чтобы в семье был достаток и
благополучие.
Еще одним их важных предметов утвари хлебопечения у древних славян,
являлась хлебная лопата. На неё клали приготовленный для выпечки хлеб, чтобы
поместить в печь. Хлебная лопата, которая постоянно соприкасалась с огнем,
обладала очистительной и омолаживающей силой, была магическим орудием у древних
славян. Её использовали в борьбе с небесной водой – дождем, градом: на плохую
погоду хлебную лопату выносили из дома, а иногда просто выбрасывали во двор.
Большое значение придавалось хлебни (хлебнице), она служила для хранения одной
или двух ковриг хлеба, предназначенных хозяевами для еды на сутки. Остальной
хлеб хранился в большом ларе, стоявшем в сенях или клети. Место хлебни было в
избе – в переднем углу, на лавке под иконами. Использовали хлеб и чтобы
остановить пожар: с ним обходили горевшее строение или просто бросали его в
огонь. Вот такая была вера в силу хлеба!
Рождение ребенка было окружено значительным количеством любопытных
обрядов. Например, во время ритуала «размывания рук», на третий день после
рождения ребенка на стол в первую очередь ставили хлеб и соль. Повитуха
становилась в Святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила
воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались
роженице. Данный обряд должен был символизировать
передачу ответственности за дальнейшую жизнь младенца от повитухи к матери. Недоношенного
или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Младенца заворачивали в
специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри,
чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова,
отправляли в печь на какое-то время. Печь была теплой, тесто предохраняло от
перегрева, подлечивало не совсем развитую кожу младенца, равномернее
распределяло тепло, а заговорами отсчитывали время. И это не страшный и
необъяснимый варварский обряд, а удивительно верное при тогдашнем уровне
развития медицины средство, спасшее тысячи недоношенных детей.
Знаете ли вы, что слово «счастье» своим появлением обязано хлебу. По русскому обычаю, когда семье рождался ребенок – пекли хлеб. В дом приглашали гостей, и хлеб делили на доли, части. Новорождённому тоже выделяли свою долю, часть. Считалось, что с этого момента он живёт «с частью» жизненных благ. Говорят, что так и произошло слово «счастье».
Комментариев нет:
Отправить комментарий